Итоги конференции «Русский язык и проблемы социокультурной адаптации иностранных граждан в РФ»
новость опубликована 05-06-2017

1 июня в РУДН состоялась V Всероссийская научно-практическая конференция «Русский язык и проблемы социокультурной адаптации иностранных граждан в РФ», собравшая около 400 представителей 130 уполномоченных организаций более чем из 30 регионов России.

Конференция зарекомендовала себя как главная площадка для обмена опытом и решения проблем, связанных с обучением, тестированием, адаптацией мигрантов на территории Российской Федерации.

«У РУДН более 50-летняя история работы с иностранцами. На этой конференции мы уже не просто говорим о важности адаптации, мы решаем конкретные задачи», — заявил ректор РУДН Владимир Филиппов. Отдельное внимание эксперт обратил на необходимость работы не только с самими мигрантами, но и с их семьями. Также остро стоит вопрос о подготовке педагогов, которые преподают в дошкольных учреждениях и школах – необходимы специалисты, умеющие работать в мультикультурных аудиториях и обучать русскому языку как неродному. «Школам нужна помощь – особые методические рекомендации нужны не только русистам, но и учителям-предметникам».

За последние годы в вопросе социокультурной адаптации приезжающих сделано немало: разработаны нормативы контрольных материалов, написаны учебники и словари, открыты подготовительные курсы и многое другое. Эксперты готовы делиться положительным опытом и предлагать варианты решений существующих проблем. Президент РАО, Президент СПбГУ, Президент РОПРЯЛ Людмила Вербицкая отметила: «Необходимы общие стандарты и подходы к контролю знаний иностранных граждан. Самое сложное – это технология и содержание собеседования иностранца для определения уровня владения русским языком для дальнейшего получения гражданства. Мы готовы делиться опытом – РОПРЯЛ опубликовал пособие «Практика организации и проведения комплексного экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ». Надеемся, что эта книга поможет снять многие сложности при подготовке и проведении тестирования».

Вопросы адаптации мигрантов стоят остро во многих странах, и Россия – не исключение. Все чаще лидеры европейских государств признают ошибки политики мультикультурализма. «Растет мировоззренческая дистанция, и если мы не найдем точки соприкосновения между мигрантами и принимающей стороной, есть опасность возникновения анклавов и «параллельных обществ». Необходимо акцентирование на культурологических и мировоззренческих особенностях Российской Федерации», — подчеркнул Андрей Иванов, заместитель руководителя Управления Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан.

На конференции были проведены круглые столы, дискуссионные панели и мастер-классы, где эксперты обсудили актуальные вопросы правового регулирования и методического сопровождения комплексного экзамена и лингводидактического тестирования, проведения собеседования на признание носителем русского языка, а также новый формат выпускного экзамена для иностранных студентов, обучающихся в российских вузах. Среди предложений по повышению эффективности работы по социокультурной адаптации граждан были озвучены идеи от разработки методических рекомендаций по работе в социальных медиа до создания особых центров адаптации и передаче права проводить комплексный экзамен исключительно на базе образовательных учреждений.

По итогам обсуждения экспертами была подготовлена резолюция для передачи в Министерство образования и науки РФ.

Из истории вопроса:

Миграционные процессы в России и в мире в последние годы находятся в фокусе общественного внимания, являются предметом изучения в научной среде и оказывают существенное влияние на расстановку политических сил в странах приёма мигрантов. Вопросы организации инфраструктуры для социокультурной адаптации иностранных граждан являются ключевыми в общем потоке миграционных процессов.

Обязательный комплексный экзамен для широкой категории иностранных граждан, желающих работать либо проживать на территории страны, стал одним из механизмов создания почвы для их социокультурной адаптации.

За 2016г. экзамен сдали более 1млн 100тыс. иностранцев, и которых около 700 тыс. – это иностранные граждане, получающие разрешение на ведение трудовой деятельности. В среднем статистика успешности составляет порядка 92%.

Если говорить о национальном составе иностранных граждан, сдающих комплексный экзамен, то в 2016г. экзамен сдали граждане более 170 государств мира. На первых местах граждане Узбекистана, Таджикистана и Украины.  А в уровне – ВЖ (соискатели вида на жительство) первое и второе место занимают граждане Таджикистана и Украины, а Узбекистан сменяет положение на третье место.

Также интересно заметить, что в 2016г. экзамен сдали граждане из таких экзотических стран, как Антигуа и Барбуда, Тринидад и Тобаго, Сент-Люсия.

Комплексный экзамен является обязательным для иностранных граждан, оформляющих свой правовой статус в России, с 01.01.2015г.

С начала 2016г. осуществляется разработка законопроектов для совершенствования системы тестирования иностранных граждан. Министерство внутренних дел и Министерство образования и науки ведут активную деятельность в данном направлении, а общественное и профессиональное сообщество уделяют пристальное внимание вопросам нормативного совершенствования, оценки качества предлагаемых законодательных новелл

Среди главных вопросов, требующих нормативного регулирования, отмечен вопрос обеспечения единых стандартов проведения экзамена в стране, разработки ориентированных на различные категории иностранцев (желающий работать, желающий временно либо постоянно проживать) требований к уровню знаний и экзаменационных заданий, освобождения инвалидов 1 группы от сдачи экзамена и т.д.

Законотворческий процесс в данной области характеризуется направленностью пристального внимания широкой общественности и государственных ведомств к вопросам социокультурной адаптации в России. Общественные обсуждения по данным вопросам регулярно проводятся не только в Общественной Палате Российской Федерации, но и на уровне правительств субъектов России с привлечением экспертов и профильных сотрудников образовательных организаций.

Имя:

E-mail:

Сообщение:

Я даю своё согласие РУДН на обработку моих персональных данных на следующих условиях