В Башкирском государственном университете для детей мигрантов организована смена в летнем лагере
новость опубликована 15-08-2017

Впервые в БашГУ на базе Института непрерывного образования и Центра социально-культурной адаптации мигрантов организован летний лагерь для детей из семей мигрантов. Он принял детей из разных стран в возрасте от 7 до 13 лет. Основная цель профильного лингвистического лагеря – обучение детей русскому языку как неродному и знакомство с русской культурой.

Дети и подростки разных национальностей из стран ближнего зарубежья в течение двух недель совершенствуют навыки общения в русскоязычной среде, знакомятся с университетом и столицей республики, принимают участие в развлечениях и играх, находят новых друзей. Ребята занимаются в Летней языковой школе: изучают русский язык, который не является для них родным, с помощью молодых и креативных преподавателей и вожатых в занимательной, игровой форме знакомятся с русской литературой, фольклором, культурой России. Задачей этого направления работы является социально-культурная адаптация детей мигрантов, снятие языкового барьера, что должно способствовать более легкому, комфортному их вхождению в образовательную среду современной российской школы.

 

В рамках смены ребят ждет масса интересного: это экскурсии в музеи, на ипподром, посещение планетария, театра, мультимедийного исторического парка «Россия – Моя история», прогулки по интересным местам г. Уфы, игры на свежем воздухе, творческие занятия и конкурсы, работа в командах над интересными и познавательными заданиями, которые приготовили неунывающие вожатые, обретение новых друзей.

перейти на страницу новости

Заседание Метод. комиссии Министерства образования 4 августа
новость опубликована 04-08-2017

4 августа 2017 года на базе РУДН прошло заседание комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации по разработке методического обеспечения проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и контрольных измерительных материалов для его подготовки и проведения.

В заседании приняли участие руководители центров тестирования уполномоченных Министерством образования и науки Российской Федерации образовательных организаций. В этом году к заседанию присоединились новые члены–вузы РФ: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Дальневосточный федеральный университет, Башкирский государственный университет, Томский государственный университет, Псковский государственный университет, Северо-Кавказский федеральный университет, Белгородский государственный национальный исследовательский университет.

На заседании были рассмотрены вопросы формирования рабочих органов методической комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации по разработке методического обеспечения проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и контрольных измерительных материалов для его подготовки и проведения на 2017 – 2018 годы, порядок разработки и утверждения контрольных измерительных материалов для проведения комплексного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства, а также вопросы информационного взаимодействия уполномоченных образовательных организаций.

перейти на страницу новости

Итоги конференции «Русский язык и проблемы социокультурной адаптации иностранных граждан в РФ»
новость опубликована 05-06-2017

1 июня в РУДН состоялась V Всероссийская научно-практическая конференция «Русский язык и проблемы социокультурной адаптации иностранных граждан в РФ», собравшая около 400 представителей 130 уполномоченных организаций более чем из 30 регионов России.

Конференция зарекомендовала себя как главная площадка для обмена опытом и решения проблем, связанных с обучением, тестированием, адаптацией мигрантов на территории Российской Федерации.

«У РУДН более 50-летняя история работы с иностранцами. На этой конференции мы уже не просто говорим о важности адаптации, мы решаем конкретные задачи», — заявил ректор РУДН Владимир Филиппов. Отдельное внимание эксперт обратил на необходимость работы не только с самими мигрантами, но и с их семьями. Также остро стоит вопрос о подготовке педагогов, которые преподают в дошкольных учреждениях и школах – необходимы специалисты, умеющие работать в мультикультурных аудиториях и обучать русскому языку как неродному. «Школам нужна помощь – особые методические рекомендации нужны не только русистам, но и учителям-предметникам».

За последние годы в вопросе социокультурной адаптации приезжающих сделано немало: разработаны нормативы контрольных материалов, написаны учебники и словари, открыты подготовительные курсы и многое другое. Эксперты готовы делиться положительным опытом и предлагать варианты решений существующих проблем. Президент РАО, Президент СПбГУ, Президент РОПРЯЛ Людмила Вербицкая отметила: «Необходимы общие стандарты и подходы к контролю знаний иностранных граждан. Самое сложное – это технология и содержание собеседования иностранца для определения уровня владения русским языком для дальнейшего получения гражданства. Мы готовы делиться опытом – РОПРЯЛ опубликовал пособие «Практика организации и проведения комплексного экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ». Надеемся, что эта книга поможет снять многие сложности при подготовке и проведении тестирования».

Вопросы адаптации мигрантов стоят остро во многих странах, и Россия – не исключение. Все чаще лидеры европейских государств признают ошибки политики мультикультурализма. «Растет мировоззренческая дистанция, и если мы не найдем точки соприкосновения между мигрантами и принимающей стороной, есть опасность возникновения анклавов и «параллельных обществ». Необходимо акцентирование на культурологических и мировоззренческих особенностях Российской Федерации», — подчеркнул Андрей Иванов, заместитель руководителя Управления Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан.

На конференции были проведены круглые столы, дискуссионные панели и мастер-классы, где эксперты обсудили актуальные вопросы правового регулирования и методического сопровождения комплексного экзамена и лингводидактического тестирования, проведения собеседования на признание носителем русского языка, а также новый формат выпускного экзамена для иностранных студентов, обучающихся в российских вузах. Среди предложений по повышению эффективности работы по социокультурной адаптации граждан были озвучены идеи от разработки методических рекомендаций по работе в социальных медиа до создания особых центров адаптации и передаче права проводить комплексный экзамен исключительно на базе образовательных учреждений.

По итогам обсуждения экспертами была подготовлена резолюция для передачи в Министерство образования и науки РФ.

Из истории вопроса:

Миграционные процессы в России и в мире в последние годы находятся в фокусе общественного внимания, являются предметом изучения в научной среде и оказывают существенное влияние на расстановку политических сил в странах приёма мигрантов. Вопросы организации инфраструктуры для социокультурной адаптации иностранных граждан являются ключевыми в общем потоке миграционных процессов.

Обязательный комплексный экзамен для широкой категории иностранных граждан, желающих работать либо проживать на территории страны, стал одним из механизмов создания почвы для их социокультурной адаптации.

За 2016г. экзамен сдали более 1млн 100тыс. иностранцев, и которых около 700 тыс. – это иностранные граждане, получающие разрешение на ведение трудовой деятельности. В среднем статистика успешности составляет порядка 92%.

Если говорить о национальном составе иностранных граждан, сдающих комплексный экзамен, то в 2016г. экзамен сдали граждане более 170 государств мира. На первых местах граждане Узбекистана, Таджикистана и Украины.  А в уровне – ВЖ (соискатели вида на жительство) первое и второе место занимают граждане Таджикистана и Украины, а Узбекистан сменяет положение на третье место.

Также интересно заметить, что в 2016г. экзамен сдали граждане из таких экзотических стран, как Антигуа и Барбуда, Тринидад и Тобаго, Сент-Люсия.

Комплексный экзамен является обязательным для иностранных граждан, оформляющих свой правовой статус в России, с 01.01.2015г.

С начала 2016г. осуществляется разработка законопроектов для совершенствования системы тестирования иностранных граждан. Министерство внутренних дел и Министерство образования и науки ведут активную деятельность в данном направлении, а общественное и профессиональное сообщество уделяют пристальное внимание вопросам нормативного совершенствования, оценки качества предлагаемых законодательных новелл

Среди главных вопросов, требующих нормативного регулирования, отмечен вопрос обеспечения единых стандартов проведения экзамена в стране, разработки ориентированных на различные категории иностранцев (желающий работать, желающий временно либо постоянно проживать) требований к уровню знаний и экзаменационных заданий, освобождения инвалидов 1 группы от сдачи экзамена и т.д.

Законотворческий процесс в данной области характеризуется направленностью пристального внимания широкой общественности и государственных ведомств к вопросам социокультурной адаптации в России. Общественные обсуждения по данным вопросам регулярно проводятся не только в Общественной Палате Российской Федерации, но и на уровне правительств субъектов России с привлечением экспертов и профильных сотрудников образовательных организаций.

перейти на страницу новости

Круглый стол на тему: «Система повышения профессиональной компетентности преподавателей-филологов: региональная специфика и модели организации»
новость опубликована 02-05-2017

26 апреля в Башкирском государственном университете состоялся экспертный круглый стол на тему: «Система повышения профессиональной компетентности преподавателей-филологов: региональная специфика и модели организации.» В рамках работы круглого стола обсуждалась Концепция создания методического центра повышения профессиональной компетентности преподавателей-филологов, разработанная РУДН по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации. В работе круглого стола приняли участие представители научного и педагогического сообщества Республики Башкортостан, преподаватели вузов и школ региона.

Эксперты, отметили, что Российская Федерация – полиэтническая страна с обширным разнообразием языков, насчитывающем 14 языковых семей.  В настоящее время особо остро стоит проблема повышения профессионального мастерства преподавателей-русистов, поскольку  русский язык представляет собой основной инструмент освоения учебных программ, формирует культурное и информационное пространство личности.

В мононациональных регионах, где русский язык не является родным, и в регионах с многонациональным населением, педагогам-филологам  необходимо владеть методичками преподавания русского языка как неродного и иностранного,  обладать  высокой степенью профессионального мастерства, чтобы процесс обучения  в школе и вузе был максимально эффективным  для обучающихся с разным уровнем владения русским языком.

С учетом требований российского законодательства и проведенных исследований  была разработана Концепция создания  методического центра, основной целью которого является эффективное функционирование системы совершенствования профессиональной компетенции педагогов-филологов с учетом региональной специфики.

Открывая круглый стол, ректор Башкирского государственного университета Николай Данилович Морозкин подчеркнул важность развития технологий и профессиональной компетенций преподавателей-русистов для таких полиэтнических регионов как Башкортостан, где проживают представители более 160 этносов, для которых русский язык, не являясь родным, выступает средством повседневного межнационального общения.

Обсудив представленные варианты, участники отметили, что наиболее подходящей для Республики Башкортостан является модель информационно-аналитического методического центра, основной целью которого определено развитие многопрофильной среды профессионального общения и поддержки преподавателей, мониторинг уровня мастерства педагогов-филологов в соответствии со знаниями учащихся. В ходе обсуждения было предложено расширить задачи, стоящие перед различными моделями методических центров, для обеспечения информационно-методической помощи в регионах РФ.

Подводя итоги, участники экспертного круглого стола высоко оценили потенциал внедрения методического центра в систему повышения профессионального мастерства педагогических кадров не только в рамках совершенствования и оптимизации образовательных процедур, но и для координации уже существующих программ и проектов в данной области.

перейти на страницу новости

Круглый стол по теме «Система повышения профессиональной компетентности преподавателей-филологов: региональная специфика и модели организации»
новость опубликована 25-04-2017

26 апреля 2017 года в г. Уфе на базе Башкирского государственного университета будет проведен экспертный круглый стол по теме «Система повышения профессиональной компетентности преподавателей-филологов: региональная специфика и модели организации».

В рамках работы круглого стола будут обсуждаться актуальные вопросы преподавания русского языка в регионах России с учетом этнокультурного компонента, а также проект Концепции создания методического центра повышения профессиональной компетентности преподавателей-филологов, подготовленный Российским университетом дружбы народов по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации.

В работе экспертного круглого стола примут участие и поделятся опытом представители педагогических вузов, региональных институтов повышения квалификации, ведущие педагоги-филологи вузов и средних школ, профессиональные и общественные организации, эксперты в области педагогического образования, представители Министерства образования Республики Башкортостан.

Место проведения: г. Уфа, Башкирский государственный университет,

Контактное лицо: Великжанина Татьяна Борисовна, директор Института непрерывного образования Башкирского государственного университета.

перейти на страницу новости

V Всероссийскую научно-практическую конференцию «Русский язык и проблемы социокультурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации»
новость опубликована 07-04-2017

Российский университет дружбы народов совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации 01 июня 2017 года проводит V Всероссийскую научно-практическую конференцию «Русский язык и проблемы социокультурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации».

В ходе конференции планируется обсудить актуальные вопросы функционирования государственной системы тестирования иностранных граждан. Работа секций конференции также будет посвящена организации подготовки к сдаче экзаменов по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации, обучению и контролю знаний иностранных студентов в системе довузовского образования и многим другим значимым вопросам обеспечения социокультурной адаптации иностранных граждан.

Традиционно в конференции примут участие эксперты в области социокультурной адаптации иностранных граждан, руководители
и профильные специалисты высших учебных заведений Российской Федерации, представители заинтересованных федеральных ведомств, общественных и профессиональных организаций, субъектов РФ, включившихся в проведение экзамена.

Место проведения конференции: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.6, актовый зал РУДН (Главный корпус), начало работы конференции – 10.00ч.

Контактные лица: Алимова Мария Владимировна +7926 217 06 12, rudn-conf2017@yandex.ru.

Перейти к форме регистрации

перейти на страницу новости

Итоги круглого стола «Актуальные вопросы социально-культурной адаптации детей мигрантов»
новость опубликована 17-03-2017

16 марта в РУДН состоялся экспертный круглый стол на тему: «Актуальные вопросы социально-культурной адаптации детей мигрантов в России и за рубежом: от теории к практике».

В настоящее время вопрос интеграции и адаптации иностранных граждан – одна из ключевых задач социальной политики каждой страны. Важным аспектом в этом вопросе является комплекс мер, направленных на социализацию детей из семей мигрантов в государстве. Сегодня в Российской Федерации разрабатываются программы совершенствования обучения детей-инофонов в российских школах, подготавливаются различные предложения по созданию методических рекомендаций и обеспечению нормативной базы, учитывающих все аспекты культурной, социальной и этнической специфики детей новых соотечественников.

В рамках работы круглого стола были обсуждены практики организации инфраструктуры социокультурной адаптации детей мигрантов в различных регионах России, вопросы регулирования правового положения детей мигрантов, а также проблемы выработки дефиниций в области социокультурной адаптации мигрантов.

По мнению участников круглого стола социокультурная адаптация детей является очень важным связующим звеном в процессе социокультурной адаптации и интеграции иностранных граждан в российское общество
в целом.

Мероприятию предшествовала пресс-конференция с презентацией новейшей учебной литературы по русскому языку, специально разработанной для иностранных граждан и их детей, обучающихся или планирующих обучение в российских школах. Авторский коллектив Российского университета дружбы народов представил вниманию общественности свои новейшие разработки  2016 года. В числе представленной учебной литературы особо были отмечены мульмедийные курсы «Русский язык – ДА!» и учебно-методический комплекс «Изучаем русский язык. Россия: история и культура», обучение по которым рассчитано для детей, подростков, изучающих русский язык как иностранный.

перейти на страницу новости

16 марта 2017 года состоится презентация современной учебной литературы по русскому языку для иностранных граждан и их детей
новость опубликована 09-03-2017

16 марта 2017 г. в 14.00 в Российском университете дружбы народов состоится презентация новейшей учебной литературы по русскому языку, специально разработанной для детей новых соотечественников, обучающихся или планирующих обучение в российских школах.

Сегодня дети мигрантов, прибывая в Российскую Федерацию и обучаясь в системе обязательного среднего образования на русском языке, могут столкнуться с серьезными языковыми, а затем и психологическими барьерами.

Проблемы такого характера требуют системного решения посредством разработки специальной литературы и программ дополнительного детского дошкольного (подготовительного) и школьного образования по русскому языку для детей мигрантов.

В России уже действуют пилотные программы такого рода. Как значимый элемент единой системы сегодня разработаны учебно-методические пособия для различных категорий новых соотечественников и их детей, направленных на образовательную подготовку и социокультурную адаптацию в Российской Федерации.

Авторский коллектив представит к вниманию общественности свои новейшие разработки в Российском университете дружбы народов 16 марта 2017 г. в 14.00 ч. Также в рамках мероприятия будет проведен экспертный круглый стол с участием представителей общеобразовательных школ, профессиональных и общественных организаций, экспертов в области адаптации и интеграции иностранных граждан, а также представителей заинтересованных органов исполнительной и законодательной власти.

В рамках работы экспертного круглого стола в 15.00ч. будут обсуждаться вопросы регулирования правового положения семей мигрантов, практики организации инфраструктуры социокультурной адаптации детей новых соотечественников в регионах России.

Для более подробной информации можно обратиться к Алимовой Марии Владимировне (заместитель начальника отдела по организации тестирования службы проректора по дополнительному образованию, alimova_mv@rudn.university, тел. +7 (495) 434-66-41, +7 (926) 217-06-12) и Оськину Николаю Сергеевичу (заместитель директора Школы образовательной подготовки мигрантов РУДН, +7 (495) 768-94-45).

перейти на страницу новости

РУДН принял участие в обсуждении вопросов совершенствования языкового тестирования мигрантов
новость опубликована 06-12-2016

Круглый стол на тему «Совершенствование системы языкового тестирования мигрантов в Псковской области» состоялся в пятницу, 2 декабря, в Администрации региона. Участие в нем приняли руководители Центра языкового тестирования и Центра экспертиз Санкт-Петербургского государственного университета, Российского университета дружбы народов, УМВД России по Псковской области, органов исполнительной власти региона в сфере образования, труда и занятости, представители предприятий области, а также национальных диаспор.

Участники мероприятия напомнили, что в соответствии с федеральным законодательством для получения вида на жительство, гражданства РФ, сертификата для разрешения на работу иностранные граждане сдают комплексный экзамен на знание русского языка, истории России и основ законодательства РФ. Эти знания необходимы для комфортного проживания мигрантов на территории России, отметил Заместитель Руководителя Аппарата Администрации Псковской области и модератор круглого стола Михаил Дьяков. Целью проведения встречи он назвал необходимость выработки предложений по внесению изменений в процесс прохождения обучения и тестирования.

О целях и задачах проведения экзамена по русскому языку, как иностранному, рассказала профессор, доктор психологических наук, директор Центра экспертиз СПбГУ Лариса Цветкова. «Актуальность вопроса обусловлена низкой степенью адаптивности потоков мигрантов в современной Европе, где мы наблюдаем миграционный кризис. Знание языка является проводником для приезжих в любую культуру, а также служит залогом национальной безопасности страны», — отметила она. Лариса Цветкова также поделилась данными опроса ВЦИОМ, которые показывают положительную динамику по стране. Согласно опросу, 70% жителей России не считают, что приезжие мигранты занимают их рабочие места.

dyakov_cvetkovadolzhikova

«Мы гордимся тем, что Псковская область граничит с тремя государствами: Латвией, Эстонией и Белоруссией. Поэтому важно не допустить бесконтрольного прибытия переселенцев, а все возникающие вопросы решать цивилизованно», — поддержал Михаил Дьяков. Он также отметил толерантное отношение псковичей к трудовым мигрантам.

Говоря о функционировании системы тестирования, проректор по дополнительному образованию РУДН Анжела Должикова обратила внимание, что на базе уполномоченных центров организованы курсы обучения русскому языку, куда могут обратиться приезжие. Они призваны помочь успешно сдать экзамен и способствовать скорейшему прохождению периода адаптации. Она также поделилась планами дифференциации сроков действия сертификатов для разных категорий иностранных граждан и создания электронной базы данных взамен бумажных носителей.

dyada

ПсковГУ является единственным аккредитованным центром в области, который имеет право проводить тестирование, заметил директор центра языкового тестирования СПбГУ Арсений Парфенов. Он акцентировал внимание на приоритетности создания условий безопасности труда для мигрирующих в Россию граждан. «Языковое тестирование — это не преградительный экзамен. Наша задача не просто научить языку, а мотивировать человека к обучению», — добавил он. Сертификаты об успешном прохождении комплексного тестирования выдаются в кратчайшие сроки — чаще всего в течение суток. Арсений Парфенов отметил, что создание обучающих курсов в странах исхода позволит мигрантам прибывать в Россию уже подготовленными.

Кроме того на встрече рассматривались вопросы интеграции и социокультурной адаптации детей-мигрантов в российское общество.

Добавим, что в России уполномоченными организациями на проведение тестирования по русскому языку и основам законодательства РФ для иностранных граждан и лиц без гражданства являются пять вузов, в число которых входят Российский университет дружбы народов и Санкт-Петербургский государственный университет.

перейти на страницу новости

Утвержден график проведения On-line вебинаров
новость опубликована 24-10-2016

Утвержден график проведения On-line вебинаров для сотрудников локальных центров тестирования, созданных Российским университетом дружбы народов на базе организаций-партнеров на второе полугодие 2016 года:

25 июля 2016
Восточный регион: с 09-00 до 10-30
Западный регион:  с 15-00 до 16-30

30 августа 2016
Восточный регион: с 09-00 до 10-30
Западный регион:  с 15-00 до 16-30

27 сентября 2016
Восточный регион: с 09-00 до 10-30
Западный регион:  с 15-00 до 16-30

25 октября 2016
Восточный регион: с 09-00 до 10-30
Западный регион:  с 15-00 до 16-30

29 ноября 2016
Восточный регион: с 09-00 до 10-30
Западный регион:  с 15-00 до 16-30

19 декабря 2016
Восточный регион: с 09-00 до 10-30
Западный регион:  с 15-00 до 16-30

перейти на страницу новости

Имя:

E-mail:

Сообщение: